Почти детективная история про МТС

    Автодумы | Конференция | Подписка на новости | Обучение правильному вождению            





Реклама

// Главная >> Автодумы //

    Снова газ

Автодумы - периодическо-эпизодическое издание. Выходит с ноября 1999 года.     

<< Предыдущий выпуск | Следующий выпуск >>

27.06.2004

Все ниженаписанное является моим личным мнением, основанным на опыте эксплуатации на газовом топливе автомобилей ГАЗ-24 (Новогрудка), ВАЗ-21074 (Рязанское оборудование), ВАЗ-21083 (корейское оборудование, увы, забыл название марки), а теперь еще и Toyota Vista.

В статье рассматривается только ГБО для работы на сжиженном нефтяном газе, имеющем существенные отличия от ГБО для природного газа (метана).

Я постарался осветить все возможные грабли, не останавливаясь подробно на плюсах, отчего может создаться впечатление, будто езда на газе сплошное мучение и геройство. Тут уж надеюсь на разумность читателя.

Ставить или не ставить газ

Вопрос этот обычно экономический, а не экологический или политический. То, что газ экологичней бензина, наших сограждан обычно волнует в последнюю очередь, а вот стоимость топлива выходит на первый план.

На момент написания статьи газ стоил 5.80 за литр, бензин — 13.50. Учитывая больший ужор газа по сравнению с бензином, разница в затратах на топливо выходит вдвое. Однако, установка ГБО (газобаллонного оборудования) стоит приличных денег, поэтому окупится она не сразу, а через несколько тысяч или даже десятков тысяч километров. Обычный срок окупаемости составляет 10-30 тысяч километров и зависит от стоимости оборудования, его качества, регулировок и динамики цен на топливо. Затраты на оборудование, в свою очередь, зависят от сложности системы питания вашего автомобиля. Считайте сами, будет оно вам выгодно или нет.

В моем конкретном случае расчетный срок окупаемости — около 23 тысяч километров или 7 месяцев. Можно еще сэкономить, установив ГБО самостоятельно. Принципиальных проблем тут нет, но несколько дней вы потеряете. Зато денег сбережете немало.

Еще один принципиальный момент, вызывающий вопросы, — возможность заправиться газом. Тут на сегодняшний день проблем нет вовсе никаких. В любом крупном городе на европейской части России есть газовые заправки. На любой федеральной трассе этих заправок стало столько, что уже не требуется прокладывать маршрут от заправки к заправке, выискивая в интернете схемы проезда к ним — заправки стоят прямо на трассе, о чем говорят соответствующие дорожные знаки. Очереди за газом остались в прошлом.

Плюсы газового топлива по сравнению с бензином

  • Во-первых, цена, из-за которой обычно ГБО и устанавливается,

  • при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100), а двигатель работает мягче,

  • цилиндро-поршневая группа двигателя служит больше (газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более равномерному сгоранию),

  • моторное масло медленней теряет свои свойства,

  • гораздо меньше образуется нагара,

  • менее вредный выхлоп.

Минусы тоже есть

  • Необходимость время от времени сливать конденсат из редуктора,

  • баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они довольно дороги при малом объеме,

  • ГБО утяжеляет автомобиль на 20-40 кг,

  • необходимость втрое чаще менять воздушный фильтр,

  • небольшое ухудшение динамики разгона и уменьшение максимальной скорости.

Раньше были еще очереди на заправках, сейчас с этим стало существенно проще. Газовый бум прошел, в результате ГБО ставят в основном те, кто уже знает, что это такое, и с чем это едят.

Удобство и безопасность

Легенда номер раз. Газифицированные автомобили взрываются. Разумеется, никакого отношения к действительности это не имеет. Чтобы газ взорвался, он должен перемешаться с воздухом в определенной пропорции, а малейшая утечка, при которой до этой пропорции далеко, как до Луны, выдаст себя характерным запахом. И тут, по требованиям безопасности категорически необходимо перекрыть вентили на баллоне и следовать дальше на бензине вплоть до устранения неисправности.

Легенда номер два. При аварии оно таки взорвется. Если авария такова, что баллон деформировался настолько сильно, что произошел взрыв газа, участникам аварии будет уже все равно, равно как и автомобилю. Это легко понять, изучив места установки баллонов и посмотрев на баллон в разрезе.

Легенда номер три. В газомобиле обязательно воняет газом. Запах газа в салоне газомобиля — не норма, а признак неисправности. В автомобиле с исправным ГБО никакого запаха нет. Впрочем, некоторые товарищи умудрялись унюхать газ в моей машине даже при демонтированном ГБО (они знали, что оно было, а про демонтаж были не в курсе), случаи подобной паранойи рассматривать не будем.

Легенда номер четыре. От езды на газе прогорают клапаны. Они и правда могут прогореть, но не от газа, а от непомерной жадности — на правильно отрегулированном ГБО ничего подобного не происходит.

Какое оборудование выбрать

Несомненно, более современным является впрысковое оборудование, однако, импортное стоит очень дорого, и ставить его экономически нецелесообразно, а отечественное представлено ровно одной разработкой — ГИГ. Снимая шляпу перед разработчиками и многочисленными поклонниками ГИГа, работающими над улучшением системы, — они действительно заслуживают уважения, ибо мало кто в этой стране пытается сделать что-то новое и стоящее, — не могу пройти мимо постоянного обсуждения глюков ГИГа. Если почитать конференцию Автомобиль на газе, очистив глаза от розовых очков, создается впечатление, что ГИГ — это этакий аналог Москвича-2141 — идея хорошая, но при реализации получился конструктор, требующий к себе постоянного внимания.

Эжекторное оборудование получило большее распространение. Принцип его действия прост как валенок, об этом чуть ниже, но есть принципиальные недостатки. Самый главный — неизбежность хлопков во впускной коллектор. Природу сего явления опустим, рассмотрим только следствия, заметив в скобках, что для отечественных карбюраторных автомобилей это неактуально. Если у вас пластиковый коллектор, его может разнести вдребезги. Второе, что может пострадать от хлопков — датчик массового расхода воздуха.

Избежать хлопков на 100% нельзя, они могут возникнуть на абсолютно исправном и правильно отрегулированном ГБО, а вот чтобы защитить ДМРВ, достаточно поставить «антихлоп» - что это такое вам расскажет и покажет любой установщик ГБО.

Можно существенно уменьшить вероятность хлопков, для этого достаточно отрегулировать все как положено.

Другими словами, единственное серьезное противопоказание — пластиковый коллектор. На такие машины можно ставить только впрысковое ГБО, эжекторное им противопоказано. При использовании впрыскового оборудования хлопков нет в принципе.

На рынке предлагается большой выбор разнообразных редукторов, мультиклапанов и прочих узлов ГБО. Что из них выбрать — вопрос в значительной степени религиозный, поэтому ограничусь только общими замечаниями.

Редуктор. Основной узел ГБО. Не стоит покупать самый дешевый. Наверняка он будет плохо держать настройки, от него будет много головной боли, двигатель будет глохнуть на холостых оборотах, а ужор газа будет слишком большим при существенном падении мощности. Можно ставить любой приличный редуктор. Между прочим, разница в расходе топлива быстро окупит более высокую стоимость нормального редуктора, так что еще и денег сэкономите.

Баллон. Есть прямой смысл поставить отечественный. Он существенно (в несколько раз!) дешевле импортного, при этом ничем не хуже, разве что не такой красивый. Для тех, кому жалко места в багажнике, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запасного колеса. Недостатков у них два: малый объем и высокая стоимость.

Все остальное. Остальное — это топливные клапаны, мультиклапан, устанавливаемый в баллон, трубки, шланги, хомуты. Не экономьте на спичках, купите приличные клапаны, это окупится безотказной работой.

Регулировка ГБО

Сначала коротко о принципе работы эжекторного ГБО, который, как уже упоминалось, не сильно сложнее валенка.

Газ под давлением по магистрали подается в редуктор. Давление в баллоне, независимо от количества газа, около 8 атмосфер.

Редуктор превращает жидкий газ в газообразный (так называемая паровая фаза) и снижает давление до близкого в атмосферному. Далее паровая фаза подается в воздушную магистраль системы питания перед дроссельной заслонкой. Подача происходит за счет разрежения во впускном тракте системы питания двигателя. Как видите, все очень просто, движущихся деталей почти нет, ломаться почти нечему.

Все регулировки, как правило, осуществляются двумя винтами. Чтобы крутить их не как попало, а с умом, полезно понимать, что они делают. Еще важно понимать, что никакой установщик не сможет отрегулировать ваше оборудование — это процесс творческий. Он совершенно не сложный, но для регулировки надо ездить на вашей машине, а установщик такой возможности лишен.

Первый винт называют регулятором холостого хода. Можно считать, что он изменяет давление газа в паровой фазе. То есть, грубо говоря, это качество смеси, оперируя карбюраторными аналогиями. В первом приближении надо добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу, причем, обороты должны быть максимальными. Затем полезно вооружиться газоанализатором и отрегулировать более тонко. Это единственная регулировка, в которой может помочь установщик. Положение второго винта для этой регулировки, как правило, значения не имеет (если только он не закручен до упора).

Второй винт называют «количеством», что не совсем верно. Это просто вентиль, изменяющий площадь сечения шланга, подводящего газ к дроссельной заслонке. Расположен может быть на редукторе, на шланге,подводящем газ к дроссельной заслонке или и там, и там. Его имеет смысл крутить после регулировки холостого хода. Алгоритм примерно такой: закручиваете (то есть, уменьшаете подачу газа) винт, добиваясь максимальной скорости движения 100 км/ч. Лучше всего это делать на пустынном участке какой-либо трассы. Затем откручиваете винт на пол-оборота и пробуете проехаться. Если динамика разгона не устраивает, откручиваете еще на пол-оборота и так до получения полного удовлетворения, то есть, приемлемой динамики, а получив искомую, покупаете свой любимый напиток и приступаете к отмечанию окончания регулировки.

Этот самый второй винт имеет интересную особенность: чем сильнее вы его закручиваете, тем хуже динамика, ниже максимальная скорость, но и расход тоже меньше. Не позвольте жабе взять над собой верх! Во-первых, нормальная динамика разгона — важный элемент активной безопасности, а во-вторых, работа двигателя под нагрузкой на слишком бедной смеси приводит к тому самому прогоранию клапанов.

При правильной регулировке поведение автомобиля на газе несколько меняется. На низких оборотах крутящий момент не изменяется или даже может возрасти, на средних все остается, как и было, а вот на высоких, увы, потеря мощности неизбежна. В зависимости от регулировок, эта потеря может быть совсем несущественной, субъективно же кажется, что мотор стал немного более тупым, но более эластичным. Другими словами, характеристика крутящего момента несколько спрямляется.

ГБО и АКПП

Автоматическая коробка передач подбирается к конкретному автомобилю и конкретному двигателю, поэтому вполне резонен вопрос, не вызовет ли изменение характеристик крутящего момента двигателя каких-либо глюков или дискомфорта при езде. Нет, не вызовет, поскольку изменения минимальны, лишь на высоких оборотах можно заметить падение мощности, но это неизбежная плата за дешевизну. Впрочем, покрутив винт номер два, можно добиться минимального изменения мощности при увеличении расхода. Обычно это не имеет особого смысла, поскольку при возникновении желания пульнуть быстрей всех, проще переключиться на бензин, благо делается это одним нажатием кнопки.

Техника безопасности

Вопреки слухам, езда на газе вовсе не опасней езды на бензине, поскольку малейшая утечка выдает себя характерным запахом. Тем не менее, есть нехитрые правила техники безопасности, соблюдение которых обязательно.

  • При появлении запаха газа, следует немедленно прекратить движение, перекрыть оба клапана на баллоне и не открывать их до обнаружения и устранения неисправности.

  • Заправку газом следует осуществлять в перчатках хотя бы первое время, поскольку при снятии шланга по окончании заправки выплескивается небольшое количество газа, интенсивно охлаждающегося при испарении. Если этот газ попадет на руки, можно получить сильный ожог. Признаюсь честно, я заправляюсь без перчаток, поскольку набил руку и газ выплескивается куда угодно, только не на меня.

  • Перед снятием шланга по окончании заправки обязательно убедитесь, что вентиль на нем закрыт.

  • Перед заправкой высадите пассажиров и не разрешайте находиться им возле машины — в случае возникновения нештатных ситуаций, пассажиры, незнакомые с техникой безопасности, могут повести себя неадекватно.

  • В баллоне стоит отсекатель, не позволяющий заполнить его более, чем на 80%. Отсекатель может сломаться, либо работать неправильно. Имейте в виду, что в залитом под завязку баллоне при нагревании последнего (например, если машина стоит на солнце) может существенно увеличиться давление, что может привести к деформации баллона или более печальным последствиям. Если все же очень хочется залить полный баллон, обязательно немедленно после заправки надо выработать те самые 20% газа. Единственный случай, когда это уместно, езда по трассе.

  • Не хватайте редуктор руками. При нормальной эксплуатации он горячий, а в случае некоторых неисправностей может быть очень холодным.

Эксплуатация

Есть несколько моментов, отличающих эксплуатацию газомобиля от обычного бензинового.

Заводить двигатель следует только на бензине и переключаться на газ только после прогрева охлаждающей жидкости хотя бы до 50oC. Причины просты: газ хранится в жидкой фазе, а в редукторе (правильно называется редуктор-испаритель) он испаряется, интенсивно охлаждаясь, поэтому редуктор подогревается охлаждающей жидкостью. После попытки холодного пуска на газе, возможны разнообразные неприятности вплоть до обмерзания свечей. Если такое произойдет, вы уже и на бензине не заведетесь. Для особо ленивых существуют автоматы, переключающие питание с бензина на газ при достаточном прогреве двигателя.

Время от времени из редуктора надо сливать конденсат, представляющий из себя маслянистую жидкость. Периодичность этого мероприятия зависит от редуктора и качества топлива. Разброс может быть очень большим, в десятки раз, но вряд ли конденсат придется сливать чаще, чем раз в 2000 километров.

Воздушный фильтр следует менять хотя бы вдвое чаще, чем рекомендует производитель автомобиля — ГБО очень чувствительно к его чистоте.

Пожалуй, это все.

Выбор установщика (мой печальный опыт)

Ничего путного посоветовать тут не могу. Опрашивайте знакомых, задавайте вопросы в конференциях, ищите, в общем. Мне мой последний опыт не понравился совсем. Не буду называть установщика, у них есть шанс исправиться — есть небольшой дефект установки, посмотрим, как они отнесутся к своим гарантийным обязательствам. Сам я ставить не хотел по многим причинам, в том числе из-за банального отсутствия времени.

Найдя неким образом установщика и обсудив по телефону детали, я отдал машину, получив обещание, что забрать ее можно будет на следующий день вечером. В этот момент нужно обсудить как минимум две неочевидные детали: места установки ВЗУ (выносное заправочное устройство) и переключателя газ-бензин.

О чем стоит договориться перед установкой

ВЗУ (выносное заправочное устройство)Заправочное устройство лучше всего располагать где-нибудь снаружи (обычно под задним бампером или прямо в нем), но в ряде случаев это не представляется возможным, не уродуя машину, и приходится крепить его в багажнике (см. фото). В такой установке есть существенный недостаток: когда после заправки вы снимаете с ВЗУ заправочный шланг, небольшое количество газа неизбежно выплескивается в воздух, а поскольку газ тяжелее воздуха, несколько минут после заправки в салоне может ощущаться запах газа. Я просто включаю вентилятор на максимальные обороты.

Переключатель газ-бензинПереключатель газ-бензин можно поставить в любое легкодоступное место, где он не портит интерьер салона. Обсудите этот вопрос с установщиком. Мне поставили справа от рулевой колонки, чуть ниже замка зажигания (см. фото).

Газовый баллонБаллон надо ставить максимально возможного объема при условии, что он хорошо вписывается в багажник. В моем случае емкость баллона 80 литров. Можно было поставить и больше, но тогда невозможна его установка впритык к спинке заднего сиденья, соответственно существенно уменьшается полезный объем багажника. А вот установка меньшего баллона смысла не имеет — места он займет столько же, как ни странно, весит почти столько же, а вот запас хода уменьшится существенно. При наличии веских причин можно поставить тороидальный баллон в нише запаски. Основные минусы: маленький объем такого баллона (как правило, не более 45 литров) и высокая стоимость. Зато багажник сохранит свой объем.

Можно обсудить с установщиком место установки редуктора. Чем ближе он окажется к узлу дроссельной заслонки, тем лучше.

Бочка дегтя

И вот, на следующий день утром звоню, чтобы узнать, как движется процесс, и узнаю, что машина готова, и ее можно забирать. Радостно приезжаю, вижу свою машину, на первый взгляд все хорошо, даже заводится. Сразу не понравилось фамильярное общение с клиентами (со всеми «на ты», и вообще, какой я вам Леха, блин), ну да ладно, сказать откровенно, я сам не особенно люблю официоз, но все хорошо в меру.

Еду заправляю машину газом (вообще-то, нормальные установщики имеют у себя баллон с газом и после установки проверяют работу ГБО и регулируют его, насколько это возможно, записываем второй минус). Регулируем холостой ход, расплачиваюсь, уезжаю. Через километр вижу, что стрелка указателя температуры поползла вверх, в расширительном бачке бурлит, а печка дует холодным воздухом. На всякий случай переключаюсь на бензин, еду обратно.

Мне сообщают, что у меня воздушная пробка в системе охлаждения, и это не их проблема. Приходится объяснять, что когда я приехал, уровень антифриза был в норме и никаких пробок не было и быть не могло. Тогда говорят, что, возможно, в системе охлаждения грязь, она отвалилась и что-то там заткнула, попутно сразив аргументом, что у кого-то после их установки умер стартер, который они, разумеется, не трогали, а нехороший клиент предъявил претензию на эту тему. Приходится объяснять разницу между стартером, который никак не затрагивается при установке ГБО и системой охлаждения, в которую врезается подогрев редуктора. Что касается грязи, я самолично видел свой разобранный и отмытый до блеска двигатель во время капитального ремонта. Выдвигается следующее предположение, что у меня было мало антифриза, а поскольку объем системы охлаждения увеличился, его стало совсем мало, отчего все проблемы. Тут я начинаю потихоньку беситься — им даже в голову не пришло, что при таких работах неплохо бы антифриза долить. Причем, антифриза у них нет. Предлагаю два варианта: либо мне немедленно устраняют все неисправности, очевидно, возникшие при установке, либо немедленно демонтируют ГБО с возвратом полной уплаченной суммы. Очень не люблю разговаривать в таком ключе, но тут выхода не было. После этого установщики неохотно выгоняют пробку, долив поллитра случайно оказавшегося в багажнике концентрата антифриза. Поскольку этого оказалось мало, предлагают прошвырнуться в аптеку за дистилированной водой, приходится прозрачно намекнуть, что я плачу деньги за работу и никуда ходить не собираюсь. Третий жирный минус.

Пытаюсь уехать второй раз. На бензине все хорошо, переключаюсь на газ, через десять секунд получаю холодный воздух из печки и бульканье в расширительном бачке. Переключаюсь на бензин, даю газу как следует, и все нормализуется. Все ясно! Газ прет в систему охлаждения из-за неисправности редуктора. Разворачиваюсь, излагаю симптомы. Мне объясняют, что этот редуктор (далеко не самый дешевый) бракованным быть не может, и у них таких случаев не было. Аргументы, что, помимо описанного выше, редуктор не подогревается, и вообще, антифриз через него не прокачивается, хотя и подается, не действуют. Предлагают еще раз выгнать пробку. Очевидно, что это не поможет, да и пробки там никакой уже нет. После нескольких минут неуместных препирательств, их главный принимает решение о замене редуктора. Наконец-то! Разумеется, с новым редуктором все работает, как положено.

В процессе езды замечаю слабый запах газа в салоне. Лезу под капот, обнаруживаю, что запах идет от редуктора. Не вдаваясь в подробности, причина — раздолбайство установщиков. Четвертый минус.

И ведь ничего этого не было бы, если бы они сами после установки залили газ и все, как следует, проверили! Вывод: организация работы и отношение к клиенту неудовлетворительные.

Ложка меда

Монтаж арматуры был выполнен качественно и грамотно, тут претензий почти никаких, за исключением мелочей. Можно смело оценить на «хорошо».

 



 
Реклама

Наши партнеры

Обучение правильному вождению

Видеосъемка, видеомонтаж, тиражирование, оцифровка видео



При перепечатке любых материалов с GolosOFF.ru ссылка обязательна!