Почти детективная история про МТС

    Автодумы | Конференция | Подписка на новости | Обучение правильному вождению            





Реклама

// Главная >> Автодумы //

    Вентилируем салон

Автодумы - периодическо-эпизодическое издание. Выходит с ноября 1999 года.     

<< Предыдущий выпуск | Следующий выпуск >>

04.08.2007

В современных автомобилях системы вентиляции, отопления и кондиционирования (далее – системы) делятся на две основные группы: с ручным управлением и автоматические (климат-контроль).

В системах с ручным управлением водитель самостоятельно:

  • регулирует температуру подаваемого в салон воздуха (обычно вращением рукоятки, помеченной красной и синей зонами, которая механически или через сервопривод открывает краник «печки», каждому положению рукоятки однозначно соответствует определенное положение этого краника),
  • включает/выключает кондиционер,
  • регулирует направление обдува (обычно вращением рукоятки с нанесенными символами),
  • включает/выключает рециркуляцию,
  • регулирует скорость вращения вентилятора.

Автоматические системы, в отличие от ручных, имеют как минимум один датчик температуры в салоне и управляющую программу. Опционально в состав автоматической системы может входить несколько датчиков в салоне, датчик температуры воздуха на улице (обычно устанавливается за передним бампером), датчик солнца.

Автоматических систем существует великое множество, пытаться рассмотреть их все в небольшой статье — утопия, поэтому ограничимся лишь общими принципами.

Главное отличие автоматической системы от ручной заключается в том, что водитель избавлен от необходимости вручную регулировать температуру подаваемого в салон воздуха — этим занимаются электронные «мозги» на основании показаний датчиков, в первую очередь, датчика температуры воздуха в салоне, водитель только выставляет желаемую температуру в салоне автомобиля. В частности, по мере прогрева салона зимой климат-контроль постепенно уменьшает температуру подаваемого воздуха, тогда как с ручной системой это пришлось бы делать вращением рукоятки в сторону синей зоны.

Дополнительно автоматические системы, как правило, умеют управлять и другими функциями, причем управление этими дополнительными функциями можно переключить и в ручной режим:

  • скорость вращения вентилятора. Умеют практически все, даже самые простые автоматические системы,
  • направление обдува. Умение управлять этой функцией – признак более сложных систем. Часто такие системы имеют в своем составе более одного датчика температуры в салоне и учитывают разницу между их показаниями,
  • включение/выключение кондиционера и рециркуляции. Уровень сложности системы определяет сложность алгоритма управления этими функциями. Их существует довольно много, поэтому подробно останавливаться на них не будем, тем более, для пользователя разница может быть незаметной.

Дополнительные возможности автоматических систем

Автоматические системы могут иметь дополнительные функции, о которых владельцы автомобилей зачастую не подозревают. В частности, очень многие системы имеют режим осушения стекол. Как правило, для его включения достаточно направить воздух на стекло, а система сама включит рециркуляцию и кондиционер для максимально быстрого осушения. Но узнать точно о возможностях именно вашей системы проще всего из руководства пользователя, прилагаемого к машине.

Зачем все эти кнопочки?

Новоиспеченный владелец автомобиля с климат-контролем может задать резонный вопрос: зачем столько всяких кнопок и крутилок, если система и сама, в автоматическом режиме умеет делать как надо? Ответ очень прост: если вас все устраивает, то и забудьте про эти кнопочки. Вам они действительно ни к чему.

Для тех, кого не устраивает.

Рециркуляция.

Ее полезно включать в следующих случаях:

  • впереди едет чадящий грузовик. Особенно актуально для автомобилей без салонного фильтра,
  • требуется быстро высушить запотевшие стекла (не забудьте включить кондиционер!),
  • требуется быстро прогреть салон (актуально для зимнего холодного пуска),
  • кондиционер не справляется со своей функцией в сильную жару.

Направление обдува.

Несмотря на то, что автоматические системы, умеющие регулировать направление обдува, довольно неплохо с этим справляются, возможны нюансы:

  • зимой вы сели в машину в теплой обуви, в этом случае система вполне логично будет дуть горячим воздухом в ноги, но ногам будет жарко. Переключите направление в ноги+лицо или просто в лицо и наступит счастье,
  • летом вы желаете охладить салон не максимально быстро, но равномерно. Направьте поток в лицо+ноги,
  • летом задние пассажиры жалуются, что им холодно. Направьте поток на стекло, либо в ноги+на стекло,

Скорость вращения вентилятора.

Ее можно уменьшить, если вас раздражает шум, но имейте в виду, эффективность работы системы в этом случае ухудшится.

Ее можно увеличить, если пассажир закурил, дабы увеличить приток свежего воздуха, но имейте в виду, что курить вредно.

Для любознательных.

Алгоритм работы климат-контроля

Попробую в двух словах изложить принцип работы климат-контроля средней сложности. Тем, у кого система попроще, часть описанного придется делать руками.

Итак, за бортом -20, заводим двигатель. Сначала ничего не происходит, вентилятор молчит. Это и логично – что толку дуть в салон холодным воздухом. По мере прогрева двигателя скорость вращения вентилятора увеличивается – если сразу включить вентилятор на всю катушку, двигатель будет дольше прогреваться, что в итоге скажется и на времени прогрева салона.

Направление обдува сначала только в ноги. Как мы помним из курса физики, теплый воздух поднимается вверх, поэтому разумно подавать его вниз, особенно если вы обуты в летние туфли.

По мере прогрева салона система уменьшает скорость вращения вентилятора и температуру подаваемого воздуха. В какой-то момент она может переключить и направление обдува в ноги+лицо или даже просто в лицо.

То есть, чем больше разница между фактической температурой в салоне и заказанной, тем быстрее крутится вентилятор и тем ниже дует горячий воздух.

Зачем нужны дополнительные датчики.

Климат-контроль может обойтись и единственным датчиком те6мпературы в салоне. В принципе, этого достаточно. Действительно: если в салоне температура ниже заказанной, его надо подогреть, в противном случае – охладить. Вот и все дела, зачем же нужны дополнительные датчики?

Датчик солнца. Наверняка вы обращали внимание, что как только солнце выглядывает из-за туч, становится теплее. Солнце своими лучами нагревает нашу одежду, особенно если она темная. То же самое с автомобилем. Системы, оборудованные датчиком солнца, учитывают наличие прямых солнечных лучей, и, при их наличии, усиливают охлаждение или уменьшают отопление салона.

Датчик забортной температуры. Чем больше разница между температурой на улице и желаемой температурой в салоне, тем сильнее салон охлаждается (нагревается) об окружающую действительность и, соответственно, тем интенсивней надо его подогревать (охлаждать). Это и учитывает система, имеющая в своем составе датчик внешней температуры.

Дополнительные датчики температуры в салоне. Желательны для более точного анализа температуры в разных точках салона. В частности, несколько датчиков необходимы для двухзонового климат-контроля, позволяющего изготовить разную температуру для водителя и переднего пассажира. В общем случае, чем больше салонных датчиков, тем сложнее алгоритм работы системы и тем точнее она работает.

 



 
Реклама

Наши партнеры

Обучение правильному вождению

Видеосъемка, видеомонтаж, тиражирование, оцифровка видео



При перепечатке любых материалов с GolosOFF.ru ссылка обязательна!