Почти детективная история про МТС

    Автодумы | Конференция | Подписка на новости | Обучение правильному вождению            





Реклама

// Главная >> Автодумы //

    С чем кушать АБС

Автодумы - периодическо-эпизодическое издание. Выходит с ноября 1999 года.     

<< Предыдущий выпуск | Следующий выпуск >>

24.12.2010

Начать придется немного издалека.

Чтобы понимать, как работает АБС, надо иметь общее представление о том, как тормозит автомобиль. Собственно, тут все предельно просто — тормозит он за счет трения шин о поверхность дороги. Имеется в виду не трение качения, возникающее, когда колесо катится по дороге, а трение скольжения, когда колесо пробуксовывает или скользит. Было бы неверным считать, что у тандема шина-дорога всего два состояния: катимся и скользим (идем юзом). На самом деле, может быть и частичное проскальзывание. Наиболее эффективным считается торможение при тридцатипроцентном проскальзывании. Внешне это выглядит так, будто никакого проскальзывания нет.

Значит, АБС нужна, чтобы увеличить эффективность торможения? Не совсем. Главная беда в том, что при возникновении аварийной ситуации водитель на уровне рефлекса втапливает педаль тормоза в пол, колеса блокируются (100% проскальзывания) и... Дальше самое интересное. Заблокированному колесу абсолютно все равно, куда скользить, поэтому оно скользит по пути наименьшего сопротивления, то есть, во внешнюю часть поворота, под уклон, по ветру и так далее. Поскольку под колесами никогда не бывает однородное покрытие, такое положение вещей приводит к заносу и сносу. В результате автомобиль летит, как неуправляемый снаряд, беспорядочно вращаясь и выбирая траекторию по своему разумению.

В стародавние времена, когда никаких АБС не было (в те времена, страшно подумать, даже интеренета не было), водители придумали так называемое прерывистое торможение. Суть его в том, что почувствовав, что колеса заблокировались, надо немедленно отпустить тормоз, чтобы колеса опять покатились по дороге, сохраняя траекторию, и потом опять на оный тормоз нажать. Чем точнее водитель чувствует момент блокировки колес, чем быстрее он отпускает/нажимает педаль и чем лучше дозирует усилие на педали, тем эффективней торможение при сохранении траектории. Совершенно необходимо понимать, что бездумная долбежка по педали тормоза не является эффективным приемом.

АБС делает ровно то же самое, но гораздо быстрее. Благодаря датчикам, расположенным на каждом колесе, система быстро распознает блокировку колес и приотпускает тормоз. С точки зрения водителя это выглядит как характерный «хрррр» на педали. Скажите честно, вы можете с такой частотой долбить по педали тормоза, как это делает АБС?

Таким образом, АБС препятствует возникновению заноса и выполняет прерывистое торможение, улучшая его эффективность в большинстве случаев.

Почему в большинстве. Так ведь, случаи разные бывают.

Разный случай 1. Снег/песок. На таком покрытии торможение юзом самое эффективное по той простой причине, что заблокированное колесо собирает перед собой снег (песок), который оказывает весьма серьезное сопротивление движению, а не катится по нему.

Разный случай 2. Сильно бугристый лед. Чтобы заблокировать колеса на льду, много не надо. Чтобы заблокировать колесо, висящее в воздухе, нужно еще меньше. При движении по такого рода стиральной доске колеса постоянно отрываются от земли, тут же блокируются тормозом, тут же АБС распускает тормоза, в результате в салоне кажется, что никакого торможения нет вовсе.

Разный случай 3. Мертвые амортизаторы. Амортизаторы — это отдельная песня, спетая раньше. Одно из их назначений — обеспечивать постоянное сцепление шины с дорогой. Это когда амортизатор живой. Когда не очень, колесо начинает подпрыгивать, и все происходит, как в разном случае 2. Самое мерзкое, что оценить степень живости амортизатора, не имея соответствующего навыка, сложно. Поэтому стоит их менять хотя бы раз в 70-100 тысяч километров.

Если бы не АБС, я бы об тот столб не затормозил. Довольно популярная формулировка. На самом деле, возможно, затормозил бы об соседний столб и не передом, а боком. Слухи о том, что АБС увеличивает тормозной путь, сильно преувеличены. Как понятно из вышенаписанного, такое действительно бывает, но только в довольно специфицеских случаях. Если же брать реальную дорожную обстановку и обычного водителя без специальной подготовки (три занятия в контраварийной школе таковой не являются), АБС все-таки тормозной путь уменьшает, к тому же помогая сохранить прямолинейное движение, не превращая его в движение волчком.

Не все АБС однаково полезны. До сих пор существую автомобили с одноконтурными АБС. Это означает, что когда блокируется одно колесо, система растормаживает все четыре. На практике это может означать, что два колеса на льду, два на асфальте, а тормозов нет. На самом деле для абсолютного большинства водителей даже такая АБС благо, но лучше, конечно, четырехконтурная, когда каждое колесо растормаживается индивидуально, в зависимости от конкретных персональных условий, в которых оно находится.

Так как же тормозить на автомобиле с АБС? Тормозите в пол, когда это необходимо. Но имейте в виду, что на очень скользком покрытии резкий топ по педали может привести к заносу на любом автомобиле с любыми системами на борту. Они, эти системы, существенно уменьшают вероятность возникновения таких событий, но не сводят ее к нулю. Так что лучше не доводить до необходимости экстренно тормозить. Разумеется, автомобиль должен быть исправен, а шины надеты по сезону.

И еще...

Пожалуй, уже в большинстве современных автомобилей в связке с АБС работает система EBD. В описании комплектации производители обычно так и пишут ABS+EBD. Это следующий этап развития. Система следит не только за тем, чтобы колеса не блокировались, но и чтобы вращались они с похожими угловыми скоростями, индивидуально распределяя тормозные усилия по осям или даже по каждому колесу, что благотворно действует на сохранение управляемости, особенно на скользких покрытиях.

Чуть не забыл.

Есть люди, которые считают, что АБС им только мешает, и отключают ее, не задумываясь о том, что лишаются тем самым распределения тормозного усилия по осям, а это чревато заносом задней оси, что особенно интересные чувства вызывает на переднеприводных автомобилях.

 



 
Реклама

Наши партнеры

Обучение правильному вождению

Видеосъемка, видеомонтаж, тиражирование, оцифровка видео



При перепечатке любых материалов с GolosOFF.ru ссылка обязательна!